Помимо автомобильных рулевых демпферов, существуют также мотоциклетные демпферы, которые стабилизируют переднее колесо и руль, когда мотоциклист едет с большой скоростью, быстро разгоняет или выводит мотоцикл из поворота. Как и автомобильный, демпфер мотоцикла также гасит вибрации и колебания от переднего колеса на руль.
В статье говорим о типах, принципах работы и правилах установки рулевого демпфера на автомобиль.
Если касаться вопроса о том, зачем нужен рулевой демпфер, то ответ, прежде всего, заключается в его функции поглощения резких и незначительных ударов рулевого управления от передвижения автомобиля по ухабам, ямам, кочкам на дорогах или внедорожным участкам.
Демпфер выступает компенсирующей прослойкой, поглащающей удары, рулевым управлением и рулевым колесом. Если помните, то при проезде через неровности, все ямки и камни, «откликаются» перемещением рулевого колеса и дополнительными колебательными усилиями на ваших руках и пальцах, которые держат его. Именно для гашения таких колебаний на рулевом колесе и устанавливается рулевой демпфер. От рулевого колеса на руки водителю не передается усилие, что позволяет с большим комфортом управлять авто.
Второстепенной задачей рулевого демпфера является возвращение руля в 0 градус, то есть удержание прямолинейного движения на автомобиле. Это является отчасти плюсом, отчасти минусом. Да, нам станет легче удержать прямолинейное направление движения машины, но и оперативно управлять рулем, изменять быстро траекторию движения, станет сложнее, особенно если у нас нет электро или гидроусилителя.
По сути, демпфер – это обычный масляный амортизатор, в котором сопротивление движению штока пропорционально скорости его перемещения. Импульс, сформированный во время удара колеса о препятствие, через тягу поступает на рулевую рейку. Если на ней установлен этот элемент, то происходит дублирование работы ГУР, то есть попытка резко сдвинуть шток компенсируется резко возрастающим сопротивлением демпфера, то есть происходит примерно то же, что и в гидроусилителе, но по другому принципу. То есть водитель, не теряя связи с дорогой, избавляется от резких ударов руля.
Создаваемое жидкостью сопротивление и гасит возникающие колебания на колесах, передающиеся на руль, делая поездку не только комфортнее в любых условиях, но и безопаснее.
Практически все они работают по гидравлическому принципу амортизации, поэтому принципиальной разницы нет.
Телескопические демпферы работают и на сжатие, и на растяжение – чтобы минимизировать любые колебания и возвращать руль в нейтральное положение. По принципу работы они повторяют обычные масляные и газомасляные амортизаторы с постоянной или переменной степенью демпфирования. В узлах с переменной степенью демпфирования автомобилист сам может настроить силу сжатия и растяжения амортизатора, чтобы приспособить демпфер под особенности рулевого управления автомобиля и свои личные требования.
Преимущества телескопических демпферов очевидны:
Используется для мотоциклов. В масляной камере роторных моделей вместо пружины стоит лопатка. В корпусе демпфера есть два отверстия, через которые по узлу циркулирует вилочное масло. Давление масла на лопатку демпфера гасит часть колебаний и защищает мотоциклиста от вобблинга (неконтролируемой болтанки руля).
Роторные демпферы ставят на или под верхнюю траверсу передней вилки. Особенность роторного демпфера заключается в том, что корпус узла вращается вместе с рулем, а неподвижной остается только внутренняя лопатка, которую соединяют с рамой.
«Телескопы» имеют цилиндрический корпус внутри, которого движется шток с поршнем. Шток работает, как перегородка, приводя в движение масло. Этот тип демпферов очень схож со стандартными амортизаторами. Ставятся телескопические демпферы в зависимости от модели техники и креплений, но как правило параллельно элементам рулевого управления. Стоит учитывать, что телескопический демпфер с большей вероятностью выйдет из строя при механических повреждениях из вне, нежели роторный.
Правильный выбор демпфера крутильных колебаний базируется на точных расчетах с учетом параметров конкретного двигателя. Рассмотрим основные этапы подбора:
Сбор исходных данных о двигателе:
Второй этап подбора — Определение резонансных частот и форм колебаний.
Затем следует расчет амплитуд и частот вынужденных колебаний.
Четвертый этап: производится подбор параметров демпфера по расчетным данным, производится проверка эффективности гашения колебаний в резонансных режимах и корректировка характеристик демпфера для достижения оптимального эффекта.
Такой подход гарантирует получение демпфера с параметрами, максимально соответствующими особенностям данного двигателя. Универсальные каталожные демпферы могут быть неоптимальным решением. Особое внимание стоит уделить опасным резонансным режимам - оборотам, на которых возможен резонанс с максимальными амплитудами. Демпфер должен надежно гасить колебания именно на этих оборотах.
Обычно монтаж рулевого демпфера производится между подвижными рулевыми тягами, идущими от колес и неподвижными элементами, это может быть кузов, рама или мост.
В качестве итога
Демпфер безусловно необходим для внедорожных автомобилей, любых мотоциклов. Он отвечает за балансировку и комфортное управление автомобилем. Чтобы подобрать демпфер, необходимо понимать характер использования авто: ездить по городу и по бездорожью — это разная сложность управления.
Выберите город