В Российской Федерации согласно ГОСТ 28248 диаметр сцепного шара для легковых автомобилей должен быть равен 50 мм. За рубежом действуют другие стандарты, где чаще встречаются такие размеры шара фаркопа:
Сегодня мы ответим на основные вопросы по подбору фаркопа, его видам и конструктивным особенностям.
Автолюбители, решившие купить прицепное устройство, смогут найти в интернете сразу несколько видов классификации фаркопов, но в этой статье мы отметим лишь самые важные, которые могут повлиять на выбор. Как известно, вес транспортируемого прицепа должен быть меньше массы автомобиля-тягача. Так как машины отличаются по классу и, соответственно, по массе, фаркопы выпускают с разнообразными показателями допустимой нагрузки:
Несъемный крюк. Не обладает возможностью снятия крюка фаркопа, т.к. является неразборной конструкцией и крюк фаркопа соединяется с балкой фаркопа при помощи сварки. Однако, такой тип фаркопа отличается своей бюджетностью. Несъёмный фаркоп особенно хорошо подходит для постоянного и частого пользования прицепом.
Такие сцепные устройства, как правило, используются дачниками, путешественниками и теми, кому по долгу службы необходимо часто перевозить объёмный грузовой багаж.
Обычно подобные фаркопы оснащаются шаровой головкой, которая навинчивается прямо сверху фаркопа. Некоторые модели таких сцепных устройств используют сварную шаровую головку.
Съемный фаркоп. Их установка более предпочтительна автолюбителями. Чтобы их купить, придется потратить немного больше денег. Проблем с монтажом своими руками не возникает. Особенностью условно-съемных тягово-сцепных устройств является соединение шара с балкой болтовым креплением. Съемный фаркоп обойдется дороже, в его преимущества входят:
По конструктивным особенностям фаркопы можно разделить на две категории:
Фаркопы европейского типа конструктивно состоят их двух частей - рамы фаркопа и крюка с шаром. Крюк с шаром представляют собой единое целое, с регламентированным диаметром шара 50 мм.
Отдельную категорию представляют фаркопы американского типа: конструктивно они состоят из четырех частей:
Большое преимущество американского фаркопа в том, что в приемник можно вставить кронштейн любого повышения или понижения. И если вы сделали тюнинг автомобиля или поставили колеса большего или меньшего размера, то для правильной эксплуатации фаркопа достаточно лишь подобрать кронштейн для правильной буксировки прицепа.
Для того чтобы это сделать, необходимо понять, как возить за собой прицеп. А он должен стоять так же ровно, как и автомобиль, то есть иметь аналогичный клиренс. Любой крен увеличивает нагрузку на шаровой узел, что может повлечь потерю прицепа. Универсальная формула подбора выглядит так:
Второй этап подбора заключается в определении грузоподъемности прицепа, а следует и фаркопа. напоминаем, что фаркопы по тяговой нагрузке делятся:
Придумывать ничего лишнего вроде сверления дополнительных отверстий не нужно, если устанавливать фабричное ТСУ под конкретную модель авто. Технические характеристики предусматривают порядка 2 миллионов нагрузочных циклов.
Потребуется набор ключей. Подъемник или смотровая яма обязательны, так как это безопаснее и удобнее по сравнению с домкратом. Да и клиренс некоторых автомобилей просто не подразумевает использование одних только домкратов, но все же их стоит использовать для надёжной подстраховки.
Если авто уже оснащено штатными отверстиями, то для установки фаркопа требуется динамометрический ключ. Необходимо надежно закручивать болты и гайки всех соединений. Следует также учитывать необходимую герметичность соединений, которая будет указана в инструкции. Чтобы подключить фары и габаритные огней прицепа, дополнительно потребуются кусачки, провода и изоляционная лента.
Совмещаются кронштейны с кузовом, устанавливается балка, производится тщательная обтяжка болтов.
Глушитель и теплозащита возвращаются на свои места. Бампер возвращается в исходное положение.
При установке фаркопа следует позаботиться о безопасности: не использовать домкрат, только яму или подъемник. При выборе ориентируемся на тяговую способность и исходим из необходимости, если фаркоп будет использоваться практически каждый день — берите несъемный.
Выберите город